Свобода слова

Известный депутат и защитник прав автомобилистов Вячеслав Лысаков написал письмо Дмитрию Медведеву с инициативой о введении запрета на применение водителем во время движения мобильных коммуникационных устройств, включая смартфоны, планшеты и прочее. Заодно предлагается ввести и ответственность за игнорирование запрета. По мнению депутата, повальное увлечение водителей гаджетами крайне негативно сказывается на безопасности на дорогах. Несмотря на то что официальной статистики о количестве ДТП по этой причине в нашей стране нет, такой вывод, как говорится, лежит на поверхности. Отвлекшись от дороги всего на пару-тройку секунд, водитель даже на городских скоростях проезжает вслепую несколько десятков метров, а за городом — больше сотни.
Влияние современных коммуникационных технологий на дорожную безопасность уже несколько лет изучают в разных странах мира. Например, поданным исследователей, в США в год погибает около 3 тысяч человек из-за отвлечения внимания на действия, не связанные с управлением автомобилем, включая манипуляции с мобильными устройствами и бортовым оборудованием. Чаще это происходит при наборе номера телефона, написании текстовых сообщений, посещении социальных сетей, просмотре дорожной информации и иных подобных действиях, которые, наверное, хотя бы раз в жизни совершал каждый водитель.
Каковы же шансы на то, что инициатива Вячеслава Лысакова станет реальностью? Нам представляется, что при всей очевидности этой проблемы ее решение не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд. Главное — юридически грамотно сформулировать то, что необходимо запретить. И первое, с чем придется столкнуться чиновникам и депутатам, — это необходимость однозначно определить исчерпывающий перечень таких устройств и условия их использования. Учитывая современный уровень и динамику развития рынка мобильных устройств и информационных технологий, сделать это окажется непросто. Но даже если их удастся четко определить сегодня, то кто знает, какое устройство появится завтра? Другой серьезной юридической проблемой станет то, что современные технологии позволяют осуществлять совместное функционирование мобильных устройств с бортовыми системами автомобиля, в том числе управление его отдельными функциями. И наоборот, бортовые мультимедийные комплексы зачастую используются для реализации возможностей мобильных устройств, отображая на штатном экране показания навигационных программ, позволяя набирать и просматривать текстовые сообщения, прослушивать аудиоконтент, содержащийся в памяти мобильных устройств, и многое другое. В этой связи отделить использование одного устройства от другого практически невозможно. При этом неизбежно возникает вопрос: почему вы запрещаете пользоваться навигатором в смартфоне, но разрешаете использовать штатный навигатор автомобиля, который отвлекает внимание ничуть не меньше?
Наконец, еще одна проблема состоит в том, как фиксировать такие нарушения. Доказать, что в данный момент водитель пользовался гаджетом по назначению, а не вытирал с него пыль, крайне затруднительно. Единственный относительно надежный, хотя с юридической точки зрения тоже не безупречный способ это установить, — направить официальный запрос оператору сотовой связи. Но это мероприятие непростое и небыстрое. А, учитывая, что счет запросов может идти на сотни тысяч, в возможность его реализации практически не верится. Подводя итог, можно предположить, что, зная любовь нашего правительства к популизму, оно «клюнет на наживку», брошенную депутатом, и, скорее всего, даст поручение министерствам проработать данный вопрос. В результате в ПДД появится запрещающая норма, а в КоАП — новый штраф. Вот только работать они все равно не будут. Так, может, и не стоит дергаться, «девальвируя» и без того невысокий статус закона и власти, его устанавливающей?

Пинг не поддерживается.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: