Первый советский парадный кабриолет

На самом деле в послевоенное время даже сам День Победы в СССР широко отмечали не каждый год. Сильно разрушенной, измотанной войной стране нужны были средства и рабочие руки для восстановления, поэтому с 1948 по 1965 год 9 мая не входило в число официальных праздничных нерабочих дней. Если эта дата выпадала на выходной, люди отдыхали, а когда приходилась на будни — работали, как обычно. Ни о каких торжественных маршах не велось и речи. Военный парад было решено провести лишь при Брежневе, в честь 20-летнего юбилея Великой Победы, и тогда же 9 Мая стало официальным государственным праздником, который стали отмечать каждый год.
Что же касается первого советского парадного кабриолета, то он появился на Красной площади еще накануне Великой Отечественной войны. В 1941 году во время первомайского марша колонну бронемашин возглавлял фаэтон ЗИС-102. Это был своего рода намек военных вождю, что времена меняются и высшие командные чины могли бы приветствовать красноармейцев не верхом на лошадях, а использовать для этих целей более современные средства передвижения. Но Сталин заведенную еще в царские времена традицию конного объезда парадных расчетов менять не стал, она существовала до его смерти. Только с 7 ноября 1953 года кабриолеты вошли в число главных участников парадов. Это были уже послевоенные ЗИС-110Б, окрашенные в серый цвет, в тон генеральских шинелей. И такую «форму» будут носить все последующие парадные кабриолеты вплоть до 2010 года, когда гражданский министр обороны Анатолий Сердюков предпочел черный автомобиль.
В 1956 году завод имени Сталина переименовали в честь министра автомобильного транспорта Ивана Лихачева. Поэтому новенькие кабриолеты, впервые появившиеся на параде, посвященном 45-летию Октябрьской революции, уже назывались ЗИЛ. Открытых машин с индексом 111В было выпушено всего двенадцать, они были очень похожи на «Чайку» ГАЗ-13, которая в номенклатурной табели о рангах стояла ниже.
Возможно, из-за их сходства Никита Хрущев попросил модернизировать правительственный лимузин, и как можно скорее. В спешном порядке дизайнеры подретушировали внешность «сто одиннадцатого» для генерального секретаря. А обновленная открытая машина получила индекс 111Д. Впрочем, она не сразу заменила предшественницу. Кабриолеты ЗИЛ-111В выезжали на брусчатку Красной площади и другие праздничные демонстрации вплоть до 1967 г. А пришедшие им на смену кабриолеты 111Д прослужили в вооруженных силах вплоть до начала 70-х годов.
В 1972 году на параде, посвященном 55-летию Октябрьской революции, появились абсолютно новые кабриолеты ЗИЛ-117В. Красная площадь была их местом службы до 1980 года, после чего машины были переданы в Ленинград и еще восемь лет принимали участие в парадах на Дворцовой площади.
Следующее поколение кабриолетов увидело свет в 1981 году. Автомобили, получившие индекс 115В, были построены на укороченной платформе седана ЗИЛ-115, который впоследствии получил общеотраслевой индекс ЗИЛ- 4104. Правда, кабриолеты были оснащены менее мощным двигателем от ЗИЛ-114. Машины по традиции были выкрашены серой нитроэмалью. Для службы на парадах было выпущено три автомобиля. Два из них принимали непосредственное участие в торжествах, а третий выполнял роль резервного и «на всякий пожарный случай» дежурил у Спасских ворот. Во время нашего знакомства с ЗИЛами нам даже удалось немного прокатиться как раз на запасном автомобиле. Сказать, что кабриолет едет мягко, — ничего не сказать. Он буквально плывет, и асфальт под колесами ощущается мягким шерстяным ковром. Характеристики атмосферной «восьмерки» под капотом — максимально линейные, а 3-ступенчатый автомат переключается очень плавно. Поэтому ускорение — невероятно ровное. Рулевое управление с гидроусилителем здорово облегчает жизнь шоферу. Но поворачивает машина неуклюже, а реакции на действия «баранкой» запоздалые. Так что планировать все маневры и приступать к их выполнению нужно сильно заранее. Точно так же, заранее, необходимо и тормозить. При этом помнить, что машина хорошо замедляется только после уверенного нажатия на левую педаль. Впрочем, все это — дело привычки. А так на этих машинах хоть сейчас можно выезжать на парад. Все в них работает исправно. Неудивительно, что они прослужили почти 30 лет. Решение списать их было принято в 2006 году. Тогда министерство обороны хотело заменить ЗИЛы на новейший военный внедорожник «Тигр», но брутальные вездеходы не приглянулись руководству вооруженных сил. А на постройку нового парадного кабриолета был объявлен тендер, который выиграла нижегородская компания «Атлант-Дельта», принадлежащая Олегу Дерипаске. Небольшая фирма, специализирующаяся на постройке машин по индивидуальным проектам, изготовила три кабриолета, в основу которых легли шасси от американских пикапов GMC Sierra. Сами кузова были построены с использованием панелей ЗИЛ. Именно эти машины примерили новый черный колер. Они до сих пор служат в парадном расчете. Хотя поговаривают, что век их недолог. На смену в ближайшем будущем должны прийти новые кабриолеты, разрабатываемые в рамках проекта «Кортеж».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: